Как обманывают работодатели. Часть II

Монологи потерпевших, комментарии юриста
Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 22 мая 2017
Корреспондент Rabota.ru Аполлинария Ртищева продолжает собирать истории людей, которые были обмануты работодателями. Во второй части — монологи оператора, сценаристов и упаковщицы «со связями». Комментирует ситуации юрист Олеся Обижаева.
Николай (имя изменено), оператор телеэфира

Ситуация: согласился на дополнительную работу без изменений условий договора.

Летом 2016 года я устроился работать оператором прямого эфира с графиком 2 через 2 в компанию, которая занимается созданием и развитием телемагазина. Я изначально понимал, что долго работать на этом месте не буду — текучка кадров была яростная, а это всегда не просто так. Но мне очень нужны были деньги.

Со мной подписали обычный договор ГПХ (гражданско-правового характера). По нему исполнитель выполняет конкретную работу за определенный промежуток времени. Платили наличными. В договоре была прописана сумма — 3000 рублей за смену. Подразумевалась работа на обычной камере, которая закреплена на специальном штативе. У работодателя внезапно возникла необходимость вести съемку «с плеча». Такая съемка всегда стоит дороже, поскольку оператор весь час держит камеру на плече и много двигается — это физически тяжело. Все тело напряжено, устают руки, затекает спина, шея.

Руководитель отдела производства попросила меня — мол, экстренная ситуация, поснимай, пожалуйста. Мы тебе заплатим 5000 за смену.

Я отработал несколько смен с плеча. А потом в компании началась новая волна увольнений, и я узнал, что меня тоже сокращают. Пошел за расчетом и получил на руки гораздо меньше денег, чем ожидал. Спросил, как же так? Мне сказали — считай смены, умножай на 3000. Я напомнил, что несколько смен нужно считать по 5000 рублей. На это мне ответили — читай договор. Я возмутился, напомнил о договоренностях. Мне предложили судиться.

В целом сумма была не очень большой, но я разъярился из-за обмана. Неужели обычной человеческой порядочности больше нет? Руководитель отдела производства, которая обманывала меня, глядя мне в глаза, почувствовала, что я на взводе, и на всякий случай быстренько позвала охранника.

Конечно, надо было переподписать договор, когда мне предложили смены с плеча. Но ситуация произошла прямо во время съемок, все равно никакой договор мне бы за 5 минут до эфира не составили. К тому же мне всегда платили вовремя и точно, и я не подумал, что нужно подстраховаться или вовсе отказаться делать более сложную работу без гарантий.

Теперь любая работа — только с подписанием бумаг. Некоторые смотрят криво: ты что, нам не доверяешь? Да как ты можешь, мы такие крутые и порядочные! Но я для себя четко решил: меняются условия — меняются и бумаги.
Олеся Обижаева
юрисконсульт компании «Мой семейный юрист»
Работодатель поступил недобросовестно. Сотруднику же следовало настоять на изменении договора либо на заключении дополнительного соглашения, тем более таких смен было несколько, так что и время переоформить отношения были. Увы, в такой ситуации в суде добиться справедливости не удастся. Работодатель с юридической точки зрения прав — договор есть, условия прописаны, оплата зафиксирована.
Вероника (имя изменено), сценарист документального кино

Ситуация: творческая работа, которую оплачивают только по факту утверждения. Без договора.

В декабре со мной связалась продюсер студии документального кино. Мне предложили написать сценарий фильма об известном актере, народном артисте, к его юбилею.

Продюсер нашла меня по рекомендации довольно известного киноведа, знакомой моего мастера, у которого я училась во ВГИКе. Конечно, это не причина, чтобы не работать по договору. Но упоминание авторитетных людей снижает бдительность. Я сразу спросила, подписывает ли продюсер договор с автором. И она сказала: «Как хотите». Мне почему-то показалось, что раз человек готов подписать договор, значит, не обманет. И я пустила все на самотек.

Наша работа началась с того, что я уточнила, какой фильм продюсер хочет, и пояснила, что если нужен фильм-скандал о личной жизни героя, то я не возьмусь. Продюсер заверила, что она не делает скандальных фильмов и выбрала меня именно потому, что ей нравится аналитический стиль моих статей.

Я написала синопсис будущего фильма, его приняли. Затем я дважды съездила на интервью с героями фильма и написала к этим и нескольким другим интервью вопросы. Также я написала три варианта сценария, но ни один не удовлетворил продюсера. Продюсер решила самостоятельно вместе с редактором канала скомпилировать из трех моих сценариев нужный ей текст. Обещала прислать итоговую версию, заплатить за работу и потраченное время.

Перечитывая нашу переписку с продюсером, я понимаю, что она все время хотела фильм-скандал, и именно поэтому ее не устраивали все мои варианты текста. Но вместо того чтобы расторгнуть наши отношения еще на первом этапе, она заставляла меня несколько раз переписывать текст.

Через месяц я поинтересовалась, когда мне заплатят и пришлют итоговый сценарий. Продюсер ответила, что сценарий написал другой автор без использования моих текстов и добавила, что мне должно быть стыдно спрашивать о деньгах, потому что мой материал в работу не пошел. Продюсер сказала, что я должна быть благодарна ей за опыт работы, который я получила.

Когда я сослалась на ее собственное письмо, где она обещает заплатить, она сказала, что не отказывается от своих слов, и предложила назвать сумму, которую я хотела бы получить. Я назвала 20 000 рублей из расчета, что гонорар за готовый и принятый сценарий должен был быть 80 000 рублей. Продюсер ответила, что заплатит столько, сколько у нее останется после выплаты гонорара автору, написавшему итоговый сценарий. И максимум — возместит мне мои затраты на проездной.

Потом продюсер написала письмо: синопсис был не частью работы, а тестовым заданием, на интервью с героями она меня ездить не заставляла. Это все неправда. При первой встрече продюсер сказала, что мой гонорар будет складываться из количества взятых мной интервью. Из ее последнего письма следует, что она вообще ничего платить не собирается, даже «затраченное на метро».

Я растерялась от такого и обратилась в Facebook с вопросом к продюсерам, редакторам и издателям среди моих друзей: надо ли платить автору компенсацию, если его материал (промежуточный или тем более готовый) не подходит? И как считают мои коллеги-авторы, должен ли заказчик оплатить время работы, если его не устраивает материал, или надо, напротив, устыдиться того, что подвел людей и сам виноват, что бесплатно отработал?

В итоге мне написал адвокат, который захотел помочь отсудить у продакшена деньги. Он изучает нашу с продюсером переписку, чтобы понять, возможно ли сделать в этой ситуации хоть что-то. Дело даже не в деньгах, а в том, что продюсер ужасно по-хамски себя повела и, судя по разговорам, делает это не в первый раз.

Я решила для себя, что не хочу мириться с этой ситуацией. В первую очередь я чувствую себя очень цинично обманутой, а также, что мной манипулировали, заставив думать, что я сама виновата в том, что мой сценарий не был принят. Конечно, отчасти автор виноват, если его текст не принимается, но виноват лишь в том, что не сходится с продюсером — такое бывает, это творческий процесс. В любом случае хоть какую-то компенсацию автору платить должны, ведь он тратит свой единственный ресурс — время.

К сожалению, в сценаристике такие ситуации сплошь и рядом. В России нет никаких профсоюзов, которые бы защищали права авторов, не к кому обратиться в такой ситуации. Множество моих друзей и знакомых этой профессии были обмануты таким же или похожим образом. В суд никто или почти никто не пойдет, это слишком дорого и мало шансов на успех.
Олеся Обижаева
юрисконсульт компании «Мой семейный юрист»
Без письменного договора отстоять права в суде будет крайне сложно.

Переписка с работодателем по электронной почте, в которой продюсер обещала заплатить, может служить доказательством в суде. Ее можно удостоверить у нотариуса как обеспечение доказательств, но многое будет зависеть от мнения конкретного судьи.

Поскольку ситуация, когда фрилансер потратил время, а результат не приняли, довольно распространена, нужно обязательно составлять договор. Также желательно настаивать на внесении в договор пункта о выплате некоторой фиксированной части гонорара даже в случае, если работа не будет принята. Чаще всего в трудовом договоре такой пункт отсутствует, поскольку невыгоден работодателю. Но у нас предусмотрена свобода договора, и все пункты, которые не противоречат законодательству, могут быть в трудовом соглашении. Работник имеет право отстаивать свои интересы.
Виталий (имя изменено), сценарист игрового кино

Ситуация: кинокомпания проводит конкурс, чтобы безвозмездно использовать идеи участников.

Я автор, который мечтает писать сценарии сериалов для крупной кинокомпании, а пока зарабатывает копирайтингом на сайте солнцезащитных очков.

Полгода назад я поучаствовал в очередном сборе идей. Это когда очередная кинокомпания вывешивает очередное объявление о поиске талантливых сценаристов. Смысл обычно таков: присылай нам заявки и сценарии, и если мы сочтем, что ты талантлив, то свяжемся с тобой и, может быть, даже купим твой сценарий.

По мнению продюсеров, экранизацию сценария любой неизвестный автор должен считать оплатой своего труда. А обещание гонорара — это вообще аттракцион неслыханной щедрости. Ты отправляешь сценарий по такому объявлению, никто договора с тобой не заключает. Даже о факте получения сценария нет никакого юридического уведомления.

Компания была серьезная, а не очередной продакшн-однодневка, и я рискнул. Отправил сценарий, но ответа не получил. Недавно включил телевизор, и в одном из сериалов этой компании вижу похожего на придуманного мной второстепенного героя, только другого пола. Условно, не сосед-лентяй, а соседка. И пара шуток, тоже очень похожих на мои шутки — из отправленного сценария.

Я позвонил в компанию, и мне вежливо объяснили, что у них работают большие сценаристы, и я о себе слишком хорошего мнения, если считаю, что они у меня могут что-то своровать. И вообще, им в компанию только в первые 3 дня пришло 200 писем, они до сих пор эти сценарии читают, а мое письмо еще даже не открывали.

Конечно, нельзя сказать, что мой сценарий дословно сняли, а мне не заплатили. Нет, я бы сказал, что его использовали для вдохновения, переложив некоторые неплохие идеи на своих хорошо проработанных героев. Я даже готов признать, что многие идеи витают в воздухе: даже радио одновременно изобрели Попов и Маркони.

Но как защитить авторские права в таких ситуациях? Почему я должен дарить идеи, а не зарабатывать на них, как те, кому я их дарю?

Возможно, компании искренне ищут таланты, а в письмах новичков на 100 страниц сценария две-три хорошие шутки, которые проще отдать переработать профессиональным авторам на зарплате, чем год вкладывать в обучение дилетантов. Но можно хотя бы честно написать этим дилетантам — у вас пока только две хороших шутки, мы их готовы купить за 300 рублей, но если будет еще, пишите, мы готовы покупать.

Другого способа зацепиться и получить работу, кроме участия в таких сборах идей, практически нет. Без примеров работ талант оценить невозможно. Про себя скажу, что надежда получить работу мечты пока еще сильнее печального опыта.
Олеся Обижаева
юрисконсульт компании «Мой семейный юрист»
Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, сценарные произведения — объект авторских прав. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения, однако согласно ст. 1265 Гражданского кодекса РФ, каждый автор имеет право на имя, то есть на указание своего имени на опубликованном произведении.

В таких неофициальных конкурсах в формате объявлений в социальных сетях велик шанс недобросовестного заимствования идей со стороны работодателя. Бывают похожие истории с тестовыми заданиями, которые по сути представляют из себя полноценную работу. Здесь каждый решает за себя, хочет ли он испытать судьбу.

Для того чтобы закрепить авторство на опубликованное произведение, необходимо доказать факт передачи такого произведения. Важно, чтобы дата передачи была раньше, чем дата опубликования.

Для защиты авторских прав стоит собирать доказательства проделанной работы, переписки в электронном виде с работодателем или записи телефонного разговора. Также можно обратиться к нотариусу, прежде чем выслать готовое задание потенциальному работодателю. Он удостоверит время предъявления документа, которое будет служить доказательством в суде, что это ваша работа, которая была сделана в определенный промежуток времени.

А вот доказать факт того, что основные идеи были взяты из вашего сценария и переработаны, будет сложнее, в этом случае понадобится экспертиза.
Ольга (имя изменено), упаковщица

Ситуация: работа без договора с оплатой посменно.

Когда у меня в жизни началась черная полоса, я подрабатывала мелкими работами по реставрации одежды, переделке, украшению, подгонке по размеру. Заработать таким образом получалось не больше 500 рублей в день. Этого не хватало катастрофически. И вдруг мне предложили подработку упаковщицей косметических наборов. Время работы можно было выбирать любое, главное отстоять 12 часов. Платить обещали за каждую смену в конце работы по количеству выработки — до 3000 в день. Всю эту информацию мне выдали по телефону и предупредили, что договор со мной заключать не будут. Мол, многие не выдерживают, не дорабатывают до конца смену и уходят. А у компании потом большой геморрой с тем, чтобы договор аннулировать.

Меня такое условие не напугало. Платят ведь в конце смены, в чем может быть подвох?

Человек я шустрый, так что была уверена, что заработаю неплохо. Пришлось упаковывать шампуни, ополаскиватели и мочалки в маленькие коробки. Потом маленькие коробки плотно забивать в большие. Запах специфический, по ногам дует. Но я к этому была готова и отстояла смену спокойно. Бригадир постоянно ходила и записывала, кто сколько делает. В конце смены я уже ни рук ни ног не чувствовала — делала все как робот. Оказалось, что наработала аж на 3200 рублей. Обрадовалась, но, как оказалось, слишком рано. Бригадир нам объявила, что всем обязательно заплатят, но только после трех смен. Все повозмущались, а что делать? Нам дали расписки, где было указано, что такого-то числа я работала в их компании и заработала 3200.

Деньги были очень нужны, и я рванула еще на две смены. После третьей нас собрали и снова начали говорить, что денег нет, и надо еще поработать. Мы отказались уходить, пока не заплатят. Появился какой-то крупногабаритный тип Тимур с тремя мордоворотами. Сначала уговаривал, потом начал угрожать и полицией, и тем, что у них все схвачено, и если кто-то без московской прописки, то еще и штраф придется заплатить. И вообще — пошли бы мы…

Большая часть работников была не из Москвы. В законах они разбирались плохо, испугались угроз и начали расходиться. Оставшихся выгнали из цеха, потому что там должны были работать другие люди. Мы устроили крик. Новоприбывшие узнали про обман, и стали отказываться от работы. Тогда Тимур объявил, что завтра нам всем заплатят, а пока денег все равно нет, и лучше бы нам разойтись. Очевидно, что до утра фирма бы просто переехала, и денег мы бы никогда не увидели.

Законным путем решить проблему не представлялось возможным. Скорее всего, компания не была зарегистрирована. Я позвонила друзьям из органов, они приехали очень оперативно, показали Тимуру удостоверения и пообещали вызвать ОМОН, если нам не заплатят за работу. И, о чудо, — деньги сразу нашлись, и нам заплатили, хотя и с большой неохотой, конечно.
Олеся Обижаева
юрисконсульт компании «Мой семейный юрист»
В соответствии с абзацем вторым ст. 67 Трудового кодекса РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Таким образом, чтобы взыскать с работодателя заработную плату, необходимо обратиться в государственную инспекцию труда или в суд и доказать, что трудовые отношения между работником и работодателем фактически были оформлены.

Но еще эффективнее — подать иск в суд с приложением всех доказательств оформления трудовых отношений.

Такими доказательствами могут быть письменные поручения работодателя, дисциплинарные взыскания в ваш адрес, фото-, видеосъемка работника на рабочем месте, показания свидетелей (других работников), пропуск на территорию учреждения с указанием паспортных данных работника и названием предприятия, составленный отчет, докладная записка, заявление, накладные, квитанции, то есть любой документ, где приведены данные и самого работника, как штатного сотрудника, и реквизиты предприятия с подписью руководителя, уведомление о размере заработной платы и т. д.

Все эти советы применимы к официально зарегистрированным компаниям, но мошенники порой используют бесплатную рабочую силу для нелегальной деятельности, часто переезжают. Чтобы распознать фирму-однодневку, прежде чем выходить на работу, надо проверить данные, которые внесены в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц). В нем должны быть указаны фамилия руководителя, уставной капитал, юридический адрес.
Насторожить должно отсутствие каких-либо данных. Конечно, если попасться на крючок мошенников с фирмой-однодневкой, найти ее потом будет практически невозможно.

Rabota.ru регулярно пишет о мошенничестве при трудоустройстве. Эксперты уже рассказали о популярных схемах обмана и способах проверки работодателей, а корреспондент Rabota.ru пытался быстро заработать в интернете.

Обложка: Alvaro Tapia

Текст:
Полина Ртищева